Все шумы в автомобиле делятся на два типа по происхождению. Первые типы шумов возникают при вибрации панелей кузова. Сама же вибрация усиливает звучание работающих механизмов. Вторые типы шумов проникают в салон автомобиля снаружи. Для того, чтобы успешно избавиться от шумов в салоне (шумов первого типа), необходимо оклеить все плоские участки кузова виброизоляционными материалами. К таким участкам относятся капот, крылья, перегородки и дверные панели.

Принципы работы материалов для вибро- и звукоизоляции

Общий принцип работы виброизоляционных материалов напоминает частотный фильтр, который не поглощает вибрационные шумы, а преобразует их из высокочастотных в низкочастотные, которые человеческий слух воспринимает гораздо слабее. Как правило, чтобы добиться эффективной виброизоляции не стоит покрывать материалами все поверхности, которые являются источниками вибрации — обычно достаточно лишь 40% общей площади. Сами материалы представляют собой (как правило) маты на основе из битума. Утяжеляя металлические листы, сами маты препятствуют их высокочастотной вибрации. В некоторых случаях добавление полимера в битумную массу помогает избавиться от эффекта хруста, который возникает в морозную погоду при работе аудиосистемы. Для увеличения эффекта, поверх матов наносят фольгу, еще более утяжеляющую металл. Однако ее нанесение возможно лишь высококвалифицированными специалистами. Ведь если под матом останется воздух, то он вызовет развитие коррозии.

Для того, чтобы избавиться от шумов в салоне, проникающих внутрь извне (аэродинамических, дорожных и внешних), используют укладку вспененных матов с пористой структурой, в которой звуковые волны затихают. На панели капотов укладывают маты, покрытые слоем фольги. Также пористые маты могут иметь дополнительный «буфер», представляющий собой вставку из свинца или алюминия. Наконец, различают водопоглощающие и водоотталкивающие маты. Первые более успешно изолируют салон от внешних шумов, однако не рекомендуется наносить их на пол – из-за частого намокания матов вы не сможете полноценно избавиться от шумов в салоне, кроме того высока степень риска развития коррозии металла. Потому, если попадание влаги под покрытие пола невозможно исключить, то стоит не приклеивать маты к металлу – потом можно извлечь их и просушить.